Работа Self в практиках традиционных культур

Презентация мастерской на конференции
Фото Сергея Кулагина
Отчет по мастерской, проводимой на конференции "Гештальт-терапия в полифоническом мире ", Софрино, 07.02.20

Аннотация

Эксперимент, проводимых в рамках мастерской имел целью познакомить участников с практиками традиционных культур и исследовать функционирование Self в процессе эксперимента. Значимость эксперимента заключается в исследовании оригинального материала методами гештальт-терапии.

Введение

Понятие Self излагается в "Теории гештальт-терапии" Перлза и Гудмена, но предстаёт в обобщенном виде. Конкретизация процессов Self в житейских ситуациях приводится в учебной литературе, однако не менее важно понять и прочувствовать на собственном опыте работу Self в разнообразных практиках, в том числе в практиках традиционных культур.
Одной из важнейших практик, встречающихся в разных культурах является взаимодействие человека или группы с четырьмя стихиям (воздухом, огнём, водой и землей).
Такие практики исследованы и адаптированы к современным условиям М. Харнером и его последователями. Однако практики базового шаманизма (направление, созданное Харнером) во многом основываются на том, что психологи назвали бы работой с переживанием образов. Для большей наглядности эксперимент на мастерской включал в себя работу с движением, близкую к направлению аутентичного движения. В процессе создания мастерской автор опирался на собственные исследования в рамках проекта "Гештальт четырех стихий" и на технику "Танец стихий", разработанную А. Гиршоном.

Эксперимент призван был ответить на вопрос, как описывает теория Self такую практику. Это позволяет углублённо изучить теорию Self, а также описать практику, взятую из традиционных культур в русле гештальт-подхода.

Следует отметить, что временные рамки не позволяли провести практику, посвящённую всем четырём стихиям. Автором для практической работы была выбрана стихия воздуха.

Процедура

Участникам предлагалось сосредоточиться на какой-то актуальной жизненной проблеме и обсудить ее в парах. В процессе обсуждения участник должен был лучше осознать, в чем именно состоит его затруднение. Это позволяло сформулировать намерение на выполняемую на следующем шаге практику: взаимодействовать со стихией воздуха для того, чтобы найти ресурс, необходимый для решения проблемы/лучше понять ситуацию/найти новые идеи для решения.

Далее участникам предлагалось встать, рассредоточиться по помещению и с полузакрытыми глазами начать контактировать с воздухом: через дыхание, через телесный контакт с воздухом, через рождающиеся образы (ветра, полета), через ощущение переносимых воздухом звуков, через осознание контакта с земной атмосферой в целом, через рождающиеся движение.

В конце выполнения практики участникам предлагалось осознать "дар стихии", например, лёгкость или стремительность. Это, по сути, те появившиеся качества, которые характерны для изменившегося состояния участника в процессе танца.

После того, как "дар стихии воздуха" был прочувствовал и назван, опять в парах предлагалось обсудить, как этот дар поможет разрешить актуальную жизненную проблему.

Дальше происходило групповое обсуждение того, как Self участников "работал" в этой практике. Участники пользовались раздаточным материалом, в которым были приведены цитаты из "Теории гештальт-терапии", посвящённые описанию Self в целом и его функции Ego, Id и Personality.

Результаты

Как следовало из отчётов участников, в большинстве случаев им удалось продвинуться в разрешении выбранной актуальной жизненной проблемы с помощью того "дара стихии воздуха", который был получен в результате выполнения практики. В большинстве случаев дар был связан со сформулированным перед экспериментом намерением.

Работа Self заключалась в выделении фигуры ("дара") из фона. Id по выражению авторов "Теории гештальт-терапии" было "раствором возможностей" организма по решению поставленной задачи. 
Ego в начале эксперимента позволяло сформулировать намерение (это не просто желание, это идентификация себя с желанием: "я тот, кто сейчас начинает выполнять практику для того, чтобы..."). В процессе выполнения практики ego позволяло отождествляться с различными проявлениями функции Id, что позволяло смутные, почти галлюцинаторные образы развить в танец, изменить состояние организма и получить дар.
Personality проявлялось как в начале опыта при формулировании намерения (поскольку намерение было выражено словесно на основании предыдущего опыта), так и в конце - как формулировка "дара".
Заключительная часть работы по осознанию того, как новый опыт может помочь в решении проблемы, происходила идентификация с "даром" (ego), который, был результатом полученного опыта (personality) и являлся, по сути опорой на гештальт из определённых возможностей, существующих в Id.

Относительно Id в результате обсуждения был сформулирован интересный методологический тезис. Имеется некоторое противоречие во взглядах классиков гештальт-подхода. С одной стороны id воспринимается как проявление организма ( часть Self, которое есть проявление моторно-мускульных, перцептивно-проприоцептивных функций и органических потребностей). С другой Id, является раствором возможностей, а возможности - это гештальты, состоящие не только из ресурсов организма, но и ресурсов окружающей среды. Иначе говоря, не является ли Id чем-то большим, чем обычно считается, и не включает ли он еще ресурсы окружающей среды? Традиционные культуры как правило утвердительно отвечают на этот вопрос. С точки зрения гештальт-подхода он требует отдельной разработки по мнению автора.

Выводы

  1. Практики традиционных культур могут быть описаны в методологии гештальт-подхода.
  2. Разработанная практика приводит к определённому росту человеческой личности, что позволяет продвинуться в решении актуальных жизненных задач.
  3. Применение этой практики помогает участникам лучше понять теорию Self, являющуюся основополагающей в гештальт-терапии.
  4. Требует особого внимания выражение идея Перлза и Гудмана про Id как раствор возможностей. Требует прояснения, следует ли это понимать в узко организмической или полевой парадигме? 


Комментарии