Ч. Фризелл, Превращение в ворона |
"Изменения в жизни невозможны без изменения себя" - довольно очевидное утверждение, выражающее принцип холизма в гештальт-терапии. Но тут же начинаются вопросы: как можно изменить себя? Это значит стать тем, кем сейчас не являюсь? Что остается прежним и что меняется, когда человек старается изменить себя? Как это вообще возможно?
Гештальт-терапия как раз и была создана основателем Фрицем Перлзом как метод эффективных личностных изменений в противовес психоанализу, который занимал многие годы и казался Фрицу слишком неэффективным.
Давайте посмотрим на записи сессий Фрица Перлза, чтобы увидеть, какие методы использует гештальт-терапия для достижения изменений. Там мы найдем много интересных, местами интригующих моментов, но одна вещь не может не броситься в глаза.
Вот Фриц предлагает клиентке Энн, захотевшей поработать со своим сном про вокзал с большими колоннами, следующее:
Фриц: Хорошо. Могу я попросить тебя побыть колонной? Сыграй колонну, потом сыграй вокзал. Если бы ты была колонной, что за жизнь была бы у тебя?
Энн: Будучи колонной на этом огромном, старом вокзале, я вижу множество людей, которые приходят и уходят отсюда. Некоторые из них, по-видимому, знают, куда направляются, а некоторые останавливаются около меня, ища поддержки. (Начинает плакать).
И это не единичный случай. Фриц предлагал участникам говорить от имени своей руки, или стать клиенту его матерью или отцом. Читая эти сессии, замечаешь, какие чудесные изменения происходили с клиентами, которые следовали за этими предложениями Перлза. Вот как объясняет суть этого метода автор: "Полностью проецируя себя на другие вещи или на людей, мы можем ассимилировать свои проекции и вернуть их себе. Патология — это частичная проекция. Полная проекция — это артистический опыт, полная проекция —
это отождествление" ("Гештальт-семинары с Ф. Перлзом")
Скорее всего, Перлз об этом не знал, но тысячелетия назад назад люди в традиционных культурах уже делали нечто схожее. По крайней мере - внешне. Вот изображение удивительной вазы, передающей опыт шаманского путешествия.
Ваза принадлежит культуре Куписнике, существовавшей на территории современного Перу с 1200 до 200 гг до РХ. Шаман в своем путешествии перевоплощается в ягуара (правая половина изображенного на вазе лица) и одновременно находится в нашем мире (левая, человеческая сторона лица) В вазе передано единство личности, живущей в двух мирах... удивительно!
Слово "перевоплощение", конечно, не выражает сути процесса. Еще неудачные говорить, что его душа вселяется в ягуара. В греческом языке есть очень подходящее слово: ἡ μεταμόρφωση . Оно переводится как преображение, но дословно может подниматься как "выход за пределы своей формы".
Довольно непривычно, да? Придется вспомнить Аристотеля. Он говорит о четырех причинах, которые делают вещь именно этой вещью. И среди них, помимо материи, как раз форма. А это значит, что меняя форму мы изменяем саму суть.
Это, похоже, происходит в изображенном на вазе шаманском опыте - чтобы добиться изменений в окружающем мире, шаманские изменяет себя, а именно свою форму, выходит за пределы обычной формы, получая необычный шаманский опыт. В гештальт-терапии есть тоже техники изменения формы, о которых говорилось выше. И меняя свою форму человек получает новый опыт. И мастерство изменений заключается в том, чтобы подобрать подходящую форму. Конечно, Гештальт-терапия и традиционный шаманизм отличаются. Там где шаманизм видит настоящую и глубокую связь с животным силы, от которого можно получать силы и знание, большинств гештальт-терапевтов будут видеть лишь работу с метафорой. Хотя последнее не догма - гештальт основывается не на теоретическом представлении о том, как устроен мир и существуют ли животные силы, а на реальном опыте контакта с миром вокруг, который может быть удивительным, чудесным и не соответствовать нашим представлениям.
Хорошего Вам опыта в изменении формы, друзья!
Мы используем современные психологические техники изменения формы во время работы на гештальт-ретритах https://retreats.denis-novikov.ru
Довольно непривычно, да? Придется вспомнить Аристотеля. Он говорит о четырех причинах, которые делают вещь именно этой вещью. И среди них, помимо материи, как раз форма. А это значит, что меняя форму мы изменяем саму суть.
Это, похоже, происходит в изображенном на вазе шаманском опыте - чтобы добиться изменений в окружающем мире, шаманские изменяет себя, а именно свою форму, выходит за пределы обычной формы, получая необычный шаманский опыт. В гештальт-терапии есть тоже техники изменения формы, о которых говорилось выше. И меняя свою форму человек получает новый опыт. И мастерство изменений заключается в том, чтобы подобрать подходящую форму. Конечно, Гештальт-терапия и традиционный шаманизм отличаются. Там где шаманизм видит настоящую и глубокую связь с животным силы, от которого можно получать силы и знание, большинств гештальт-терапевтов будут видеть лишь работу с метафорой. Хотя последнее не догма - гештальт основывается не на теоретическом представлении о том, как устроен мир и существуют ли животные силы, а на реальном опыте контакта с миром вокруг, который может быть удивительным, чудесным и не соответствовать нашим представлениям.
Хорошего Вам опыта в изменении формы, друзья!
***
Мы используем современные психологические техники изменения формы во время работы на гештальт-ретритах https://retreats.denis-novikov.ru
Комментарии
Отправить комментарий