Встреча Майкла Харнера и Фрица Перлза в Софрино

сон-фантасмагория


Д. Новиков
"М. Харнер и Ф. Перлз встречаются
в Софрино на конференции
2020 г"
фото - Анна Конева
Для своего мастер класса на международной конференции "Гештальт-терапия в полифоническом мире" я, неожиданно для себя, сделал инсталляцию, которую впоследствии назвал "Майкл Харнер и Фриц Перлз встречаются в 2020 году в Софрино на Гештальт-конференции". Одна из участниц конференции предложила мне пофантазировать, о чем бы они разговаривали. Фантазировать у меня не очень получалось, я находился под впечатлением лекции Елены Калитеевской "Четыре пути развития сообщества через метафору полифонии: какофония, безмолвие, игра по нотам, импровизация (джаз)". Приехав домой, я изрядно устал и уснул... А в моем уставшем мозгу еще проносились отголоски рабочего дня конференции...

... Они все-таки встретились. Майкл Харнер - антрополог, основатель духовной практики базового шаманизма и Фредерик Перлз - создатель или открыватель, как он сам себя называл, гештальт-терапии. Они могли встретиться раньше, в Эсалене, где в разное время работали и вели семинары, они могли встретиться, потому что вдохновляли на искания одних и тех же людей, их обоих Нью-Эйдж воспринимал как своих духовных лидеров, и я не уверен, что они были от этого в восторге.

Но встретились они здесь, в России, в Софрино в 2020 году, на Зимней школе "Гештальт-терапия в полифоническом мире"... Это была странная встреча. Отовсюду звучала музыка: кто-то играл по нотам заученные произведения, однако таких было мало. Из каких-то мест доносилась какофония, которая вдруг превращалась в чудесное симфоническое произведение. Но больше всего было джаза с умопомрачительными импровизациями. И вот под джазовые импровизации, в холле третьего этажа гостиницы произошла эта странная встреча.

Фриц был в нелепой прокуренной кофте с растрепанными седыми волосами и бородой. На его фоне одетый в стиле "кантри" Майкл выглядел чуть ли не аристократом. Фрица забавлял этот американец, особенно, когда с большим уважением говорил о дУхах Верхнего, Нижнего и Среднего миров. Майклу Перлз казался циничным материалистом. Они, конечно, были абсолютно разные. И единственное что их сближало - это глаза. У них обоих был взгляд человека, который, кажется, видит больше, дальше и многомернее, чем обычные люди. Так глядят орлы, зоркость которых превышает в сотни раз человеческие возможности.

Теоретическая беседа не очень складывалась. Во-первых, потому что они оба не склонны теоретизировать, отдавая предпочтение живому человеческому опыту. Во-вторых, сразу было понятно, что их объединяет - развитие человеческой личности, которое происходит, прежде всего, через преодоление сложных жизненных ситуаций. Наконец, они быстро нашли слабые места в теоретических воззрениях друг друга. Перлз понимал, что харнеровские практики, чем-то напоминающие осознанные сновидения, построены на проективном материале. А там, где большое количество проекций, там, понятно, большая вероятность прерывания контакта. Харнер видел противоречие во взглядах Перлза на ИД. Ведь, с одной стороны, Перлз рассматривал ИД как одну из форм проявления "перцептивно-проприоцептивных, моторно-мускульных функций и органических потребностей", т.е. процессом, принадлежащем организму. С другой, называл "раствором возможностей", а возможности принадлежат, как утверждает сам гештальт не организму, но полю (организм+окружающая среда). А значит, ИД человека не индивидуальный процесс, а гораздо больше и объемнее человеческого Я и ИД нельзя понимать почти физиологически, как, по мысли Харнера, делал Перлз.

прерии Великих равнин
Но разговор не клеился, а музыкальная атмосфера конференции не очень располагала к теоретизации. И тогда Майкл достал флейту и заиграл мелодию стихии воздуха. В этой дивной мелодии было все - трепетное человеческое дыхание, сила торнадо, прохладный легкий бриз, стремительный полет птицы и зачарованный слушатель сам как будто становился частью бесконечного воздушного океана...

Фриц взял кларнет... И начал немыслимую джазовую импровизацию на тему песни Харнера. Казалось, что ни сам музыкальный инструмент, ни джазовая гармония ни сама личность Перлза не подходят к этой мелодии, которую Харнер привез из североамериканских прерий Великих равнин... Но прямо на глазах совершалось чудо - импровизация развивала, обогощала тему песни и наполняла ее новыми красками: песня великих равнин перекликалась со звуками мегаполиса, с его многлюдными улицами, шумом транспорта, звуком ветра в вантах мостов. Они играли то вместе, то по очереди и это была Великая песня.

...Все уже закончилось, а Харнер думал о том, что, кажется, разгадал загадку Перлзовской харизмы: так импровизировать и чувствовать его, Майкла Харнера, мелодию, мог только человек, обладающий абсолютным слухом на психологические процессы, происходящие и в обществе в целом, и в каждой человеческой личности в отдельности.

Возвращаясь к себе, Фриц вспоминал, что Харнер рассказывал ему о том, что существует множество шаманских песен и они достаточно известны, но по настоящему пропевать их могут лишь единицы, которые действительно проживают тот опыт, о котором говорится в песнях. Майкл поделился с ним удивительным опытом. 

Комментарии