Мое родовое древо

Чарльз Фризелл. Священная роща
Когда говорят о древе рода, представляются дубы, сосны или березы, величественно стоящие в лесу или на поляне. Возможно психолог подумает о генеалогическом древе. Но моим родовым древом неожиданно оказался тополь, стоящий на тротуаре улицы Горького в самом центре Москвы. Сейчас это Тверская улица, закатанная в асфальт и собянинскую плитку. А тогда - в дни моего детства - тополя стояли вдоль проезжей части, давая кислород, тень и защищая от пыли прохожих. Среди тех тополей и древо моего рода,  и я помню наощупь его шершавый ствол.

Мимо него проходили советские граждане, гулящие в выходные и праздничные дни по центру Москвы. В дни хрущевской оттепели мимо него проходила студенческая молодежь. Возможно среди них были и мои родители. Воздух относительной свободы и бурлящая студенческая жизнь Московского Авиационного Института объединяли  необъединимое, людей из разных городов, разных культурных сред, ценностей и т.д. Скорее всего, мои родители не раз проходили мимо родового древа, может быть, даже вместе.

Когда я думаю о родовом древе, вспоминаются личности, которые оказали влияние на мой род. Это, конечно, Гагарин. Когда я пересказывал маме то, что мне рассказала моя няня о Боге, мама почему-то заволновалась и сказала о том, что Гагарин летал в космос и Бога не видел. Для пятилетнего мальчика, мечтавшего стать космонавтом, это был аргумент: архетип первого космонавта надолго заслонил архетип Христа в моей душе. 

Это также Фидель Кастро. Я его видел в телевизоре. Загорелый бородатый лидер далекого Острова Свободы сильно отличался от членов Политбюро ЦК КПСС и произвел на меня неизгладимое впечатление.

Это автор и исполнитель собственных песен Юрий Кукин. Мне эту историю рассказывал отец. Питер, два часа ночи, мой папа вместе с подвыпившими друзьями идет по какой-то улице и вдруг навстречу с гитарой за спиной выходит из темноты Юрий Кукин. 

Юрий Кукин 1932 - 2011
Кто-то из компании близко знаком с Юрием и говорит ему: 
- Юра, пойдем с нами, песни попоешь
- Ребята, я уже пел сегодня несколько часов, заколебался...
- Ну Юрааааа.....
- эх, ребята, а выпить у вас есть?
- есть, конечно!
- Тогда идем, черт с ним...

Как будто я сам был там и все это видел.

Мнемонист Соломон Шерешевский любил прогуливаться мимо моего родового древа. Улица Горького ему очень нравилась. Когда его просили запомнить большое количество слов, он переводил их в образы и, мысленно прогуливаясь по Горького, расставлял их на тротуарах. А потом мысленно шел обратно, "собирал" эти предметы и воспроизводил соответствующие слова. Я в детстве об этом не знал, но родовое дерево помнит...

строительство высотки на площади Восстания
Первый год моей жизни проходил рядом с моим родовым древом - жил в высотке на площади Восстания. От нее минут двадцать пешком... Но там я не остался. Моя семья переехала практически на окраину Москвы. И снова с улицей Горького я встретился только в старших классах, когда стал учиться в спецшколе на Пушкинской улице.

Мимо своего родового древа я шел после школы гулять на Бульварное кольцо, там можно было посидеть на скамейке, выкурить сигарету и потрепаться с друзьями. Было здорово!

Из окон здания МГУ на Ленинских горах я видел тяжелый смог, нависший над центром города. Где там мое древо выполняло тяжелую работу.

Мимо своего родового древа я проходил в церковь, где встретился с моим первым глубоким христианским опытом. Это храм Воскресенья Слоовущего, где находится икона "Взыскание погибших". В то время настоятелем был архиепископ Питирим Нечаев.

В уютном дворике дома, стоящего на Пушкинской улице, был кабинет моего первого гештальт-терапевта. А через несколько лет (как бы случайно) в этом же самом дворе был и мой первый психотерапевтический кабинет, только улица уже называлась Большая Дмитровка. Если выйти из двора на улицу - рукой подать до того заветного древа.

====

Мое дерево спилили во время благоустройства города. А сейчас собянинская Москва и вовсе отличается от той, настоящей, как китайская подделка от айфона. Но в тонком мире древо до сих пор стоит, и улица Горького, подобно чудесному граду Китежу может открыться тому, кто будет искать и помнить ее...

Комментарии