О внутренней работе. Встречи с замечательными людьми

Кадр из фильма П. Брука
"Встречи с замечательными людьми"
по одноименной повести Г. Гурджиева
На следующий день после того, как покинул Землю Живых Майкл Харнер, человек, который сильно повлиял на мою жизнь, я стал задумываться о том, что практика внутренней работы во многом сформирована у меня благодаря встрече с замечательными людьми. У кого-то из них я учился, кого-то просто встречал, но они сыграли в моей жизни определяющую роль. Мне хочется написать о них, а заодно и представить, как представляю себе внутреннюю работу.

Анатолий Аркадьевич Пинский

Выиграв районную школьную олимпиаду по физике, я оказался по рекомендации организаторов олимпиады в физическом кружке при школе №179 г. Москвы. Его вел молодой учитель Анатолий Аркадьевич. Это сейчас я знаю, что это был один из выдающихся российских педагогов, а также, по совместительству философ, поэт и музыкант. А тогда меня просто поразила его манера ведения кружка - он не был похож на других учителей, но - главное - он с увлечением знакомил нас с экспериментальной физикой. 
Это было просто удивительно, как при помощи набора монет, целлофанового пакета и резинки-венгерки мы в эксперименте открыли закон Гука - основной закон теории упругости, который должны были проходить по школьной программе на два класса старше! Главное, что меня поразило - простота эксперимента - он был сделан буквально "на коленке" с помощью обычных подручных материалов. Я буквально впитал в себя закон, который мне очень помогает во внутренней работе: если что-то можно сделать, это можно сделать просто. "Просто" - не в смысле "легко", а в смысле "здесь и сейчас", из того что есть под руками. 
Поэтому если мне говорят, что для достижения эффекта от молитвы или медитации мне нужно выполнять ее много лет без видимого эффекта, "за послушание", или что нужно ехать за посвящением обязательно в Индию, или что определенный вид медитации требует совершенно особых условий - это не вписывается в мою картину мира - Анатолий Аркадьевич мне показал совершенно другое.
Кто хочет лучше познакомиться с этим человеком, может посмотреть страницу его памяти.

Татьяна Львовна Любецкая

Поступив в МГУ я ужасно не хотел заниматься физкультурой. Бег, подтягивание и прочие бессмысленные - как мне казалось - телодвижения приводили меня в ужас. Узнал, что в Университете есть центральные межфакультетские секции, где занимаются определенным видом спорта углубленно. Это мне нравилось гораздо больше. Обычно туда принимали студентов с имеющимися спортивными разрядами, но дела с фехтованием на нашем факультете были совсем плохи и, пользуясь этим, можно было в эту секцию попасть. Я не знал, что такое фехтование, но точно это было избавление от физкультуры. Я туда пошел и меня подвели к Татьяне Львовне - мастеру спорта по рапире, олимпийской чемпионке и, кроме того, известной журналистке, автору нескольких книг.
Она была замечательной женщиной и классным тренером. Под ее руководством я довольно быстро получил второй разряд по рапире. Она научила меня куражу и вере в успех - качествам, которые совершенно необходимы во внутренней работе. Именно благодаря этим качествам я одерживал первые свои победы и через полтора месяца после начала обучения заставил не на шутку разнервничаться к.м.с. в поединке за выход в плей-офф. Он все таки меня победил, но с минимальным перевесом.
А еще она научила меня внутренней гармонии - в ней удивительно гармонично сочетались фехтование и журналистика. Такая гармония вещь очень важная, и я старался подражать ей. Когда на последних курсах Университета я не мог много времени уделять написанию стихов и фехтованию, мне казалось, что пора выбирать. Но, очевидно, под ее влиянием я стал совмещать эти разные сферы жизни и даже написал стихотворение, которое заканчивается такими строками:

Ну а, может, пора выбирать,
Может, так не достичь мне высот,
Может, правда я стал уставать,
Может, правда я нынче не тот?

Только это совсем не грехи,
Лишь успеть я побольше спешу...
Я пишу на дорожке стихи,
И уколы пером наношу.

Желание следовать примеру Татьяны Львовны и совмещать самые разнообразные направления в жизни и внутренней работе у меня до сих пор. Низкий поклон Вам, Татьяна Львовна!

Роман Петрович Степин

Роман Петрович - мастер боевых искусств и один из основателей легендарной отечественной школы каратэ "сэнэ". Я в студенческие годы искал тренера по каратэ и "случайно" вышел на Романа. Несколько лет обучения у него были большим подарком. Не на словах, а на деле я осознал, как боевые искусства могут стать жизненным путем и очень гармонично развивают личность. 
Наверное благодаря ему я понял, что такое намерение. Именно сформированное намерение позволяет развиваться, достигать успехов в боевых искусствах, и, главное, сам удар производится не силою мышц, а силой намерения. Это почти физиологическое переживание намерения сыграло, думаю, определяющую роль во всех моих жизненных достижениях. Я очень хорошо помню одно его наставление. Когда его спрашивали, сколько раз выполнять то или иное упражнение, он отвечал: "столько, сколько можешь, по твоим силам... и еще несколько раз". Это применимо, на мой взгляд ко всем областям жизни человека, к внутренней работе, прежде всего, и очень хорошо описывает, что такое намерение.

Архимандрит Варнава (Сафонов)

Когда я пришел на первую свою исповедь в Данилов монастырь, в исповедальном храме стояло двое священников. У одного была большая очередь, он долго и обстоятельно беседовал с кающимися. У другого почти не было народа, говорил он немного, но был внимателен к подошедшим к нему. Я - желая получить большую духовную пользу - встал, конечно, к тому, у кого было больше людей. Вдруг у второго священника закончилась очередь, он подождал минуту и хотел уже уходить. "Наверное расстроится священник, что к нему никто не идет", подумал я, и решил исправить ситуацию и пошел на исповедь к нему. Как я был благодарен Богу за это стечение обстоятельств! О. Варнава, так было имя этого священника, оказался замечательным духовником. Он научил меня основам православной внутренней работы - это внимательная исповедь и как можно более частое повторение Иисусовой молитвы.
Это была пора возрождения Православия и особого православного романтизма. Одни с восторгом говорили про непрестанную молитву и Фаворский свет, другие мрачно пугали бесовским обманом и ловушками на пути христианина. О. Варнава научил личным примером тому, что внутренняя работа это обычная, простая, но необходимая часть человеческой жизни. Когда он стал настоятелем монастыря, он так же просто и настойчиво занимался внутренней работой, как и доставал уголь для монастырских нужд в зимнее время. Время, проведенное под его духовным наставничеством я вспоминаю с самой глубокой благодарностью.

Схиигумен Иероним (Верендякин)

Когда я приехал в Санаксарский монастырь на несколько недель, мое внимание привлек один седовласый игумен, высокий, немного сгорбленный, но при этом невероятно грациозный. Он во время богослужения читал Псалтирь на клиросе. Читал, надо сказать, просто ужасно. Из неплохо знакомых псалмов я не узнал не только что ни одной фразы - большинство слов было непонятно. Внутри моей головы - человека с университетским образованием - пронеслось возмущение - как же так можно служить?! Моему возмущению не было предела. После службы он меня подозвал. И сказал: "Эх, Дионисий (так он меня называл)! Вот ведь думаешь: вот седовласый игумен, а читает Псалтирь ужасно, так что нельзя в знакомых псалмах разобрать не только фразы, а даже отдельных слов! Как же можно так служить?!" Ого, подумал я! Ну по моему недовольному виду можно, наверное, понять мою эмоцию, но как он описывал совсем близко к тексту те мысли, которые проносились у меня в голове? Так началось мое знакомство с невероятным человеком, причисленным после его смерти к чину местночтимых святых - схиигуменом Иеронимом.
Так получилось, что он учил меня косить сено, сам - сельский житель - умел это делать прекрасно. А в процессе сенокоса мне удавалось много о чем с ним поговорить. Самое главное, что я узнал из общения с ним о внутренней работе - мир духовный вокруг нас, нужно только быть внимательным и тебе откроются чудесные удивительные вещи. И еще: главное в человеческой жизни - общение с духовным миром. Это простая максима, но когда ты видишь человека, который живет одновременно в двух мирах - видимом и невидимом - это не может оставить равнодушным. "Эх, Дионисий, как же с Богом жить хорошо!" - эту искреннюю, произнесенную из глубины сердца и из глубины молитвенного опыта фразу о. Иеронима я запомню на всю жизнь.

Арнольд Минделл

Я познакомился с Арнольдом Минделлом через его книги. Я вернулся в стены МГУ в этот раз, чтобы изучать психологию. И одной из первых книг, которые я читал "не по программе" была "Тело шамана" Арнольда Минделла. Меня поразило, как совмещал в своей книге автор глубокое знание практической психологии, с одной стороны, и открытость духовному миру, с другой. Я такого еще не встречал. По сути, эта книга была первым моим руководством по внутренней работе в том смысле, в котором понимают этот термин в процессуальной терапии. 
А потом я побывал на его семинаре. И как то сразу понял, что внутренняя работа - это то, чем я больше всего хочу заниматься в жизни и психологической практике. Эта встреча стала переломным этапом и "точкой невозврата".

***

Конечно, есть и другие люди - мои наставники, терапевты, супервизоры, коллеги - которые и сейчас открывают мне таинственный мир внутренней работы, но "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии" - наверняка через несколько лет я смогу дополнить этот пост новыми именами. И пойму, что в моей жизни произошли новые встречи с замечательными людьми.

Комментарии

  1. Денис, видишь, жизнь сама синтезирует казалось бы несовместимое. Это то же, к чему и я пришла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жизнь глубже и больше всяких схем, согласен, Анна!

      Удалить

Отправить комментарий