Жизненный путь: ученичество и гордыня

Fr. John Giuliani, Икона "Пастырь добрый"
Так случилось, что моя жизнь несколько раз сильно меняла свое течение. Менялась профессия, окружение, стиль жизни.

Первый раз это было в конце моего обучения в МГУ, когда вместо математического академического института, куда меня собирались распределять с кафедры вычислительных методов, я захотел уйти в нейрофизиологию. И просил руководителя одной из лабораторий МИРЭА - доктора физико-математических и биологических наук - взять меня туда. Он задал всего несколько вопросов. Один из них - "вы можете убить курицу?". Я понимал, что это нужно для организации исследований. "Смогу" - похлопал глазами я. "Мне кажется, что могу" - было бы корректнее. До сих пор я не убил ни одной курицы и не знаю точного ответа на этот вопрос. Я был приглашен, однако государственная машина, которая называлась "распределение молодых специалистов" не дала возможности мне перейти в лабораторию, но и прежний путь был оставлен.

Потом в возрасте 23 лет я - выходец из неверующей семьи интеллигентов-шестидесятников - обратился в Православие. В Крещении, как нам  повествует катихизис, человек умирает для прежней жизни и рождается в новую. Так что многое приходилось заново начинать.

Когда, будучи старшим научным сотрудником академического института и одновременно преподавателем богословия, я ушел заниматься психологией - это тоже был крутой поворот. Непросто было выбрать наркологическую клинику и частную практику вместо занятия наукой и богословием, но я счастлив что смог сделать этот выбор.

Еще я уходил от своего второго духовника, уходил с работы по найму, менял свою личную жизнь, ездил в Западную Сибирь, надеясь увидеть людей, наделенных шаманским дарованием, - каждый раз это были сильные изменения, требующие уверенности и решимости достичь нового результата почти с нуля.

Я по природе неуверенный и тревожный человек. Но мне удавалось каким-то образом на время перехода "на новый уровень" поддерживать в себе уверенность. Сейчас понимаю, что делал это переключая внимание исключительно на себя, стараясь думать только о своих достоинствах, убеждая себя, что не хуже и даже талантливее других. Это давало необходимую устойчивость. Но...

... сейчас на 54 году жизни понимаю, что это было, в том числе, и проявление гордыни. Не обесценивая явно других, и уважая учителей и коллег, я, тем не менее, слишком сосредотачивался на себе. В период жизненных перемен вместо того, чтобы смотреть вокруг, я гляделся, образно говоря, в собственное отражение, занимаясь собой. Это, конечно, давало устойчивость, столь необходимую в меняющейся жизни, но порой ранило людей, которые были рядом. Вот это я глубоко начинаю осознавать только сейчас...

... и стараюсь молиться за тех, кого я невольно обидел. А еще понимаю как важно открыться, и идти путем ученичества, а не самонадеянной автономии в периоды жизненных перемен. Ученичества у Бога, духовного мира и тех людей, которые рядом, которые являются моими проводниками в этой удивительной и такой переменчивой жизни.








Комментарии