Дубовая поляна

Мне это кажется очень странным...


А. И. Куинджи. Дубы

Мне это кажется странным, но я снова мысленно прохожу путь, которым много раз в детстве ходил с бабушкой в ближайший лес. Выхожу с крыльца своего дома, иду по асфальтовой дорожке к выходу с участка, прохожу верстак нашего хозяина - Семена Васильевича - на который молочница приносила и ставила нам парное молоко. Выхожу на единственную улицу в деревне, иду вдоль нее. Подхожу к дому Вальки Худалеевой. Это легендарная личность, она многократно обезоруживала вооруженного топором жителя деревни, у которого случалось патологическое опьянение.

За ее домом поворачиваю направо. Тропинка ведет через поле к мостику через ручей. Дальше лес. Мое путешествие становится похожим больше на череду сменяющихся образов - оказывается лесную дорогу я помню плохо. Вот небольшой подъем, сама тропа, усыпанная местами хвоей. Гать через болото с коричневой водой. На березовые бревна, из которых аккуратно сделана гать, выходят греться ящерицы. Тропинка становится уже. И вот я уже выхожу на большую, залитую солнцем поляну. Она так и называется - "Дубовая поляна". Посреди - громадный вековой раскидистый дуб. В нем большое, опаленное огнем дупло - в этом дупле жили шершни и люди изгоняли их с помощью огня.

Меня завораживает созерцание этого дуба, его спокойствия, мощи, уверенности и красоты. Я не могу оторваться, все смотрю и смотрю на него, почти физически ощущаю шершавую фактуру его коры. Не знаю, сколько времени проходит, понимаю только, что происходит что-то очень важное.

Смотрю вокруг, вижу что на тропинке - у самого выхода из леса стоит мальчик в клетчатой рубашке, синих тренировочных штанах и синих резиновых сапогах. Мальчику лет шесть или семь. Он больше меня заворожен видом этого дуба. В его глазах удивление, восторг, страх (он боится шершней) и еще какое-то чувство, которого он никогда раньше не испытывал. Он не знает что это за чувство, он не знает к чему оно его зовет, он предпочитает замереть и просто смотреть...

Мне становится жалко этого мальчика - его учили пользоваться дарами природы, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу. Его учили беречь природу. Но ему не рассказали, что такое жизнь. Ему не объяснили, что деревья настолько живые, что у них есть собственная история, что с ними можно общаться и даже дружить. А в том, что говорили ему про природу не было никакой тайны.

И только этот дуб посреди пробудил в мальчике какие-то неведомые чувства, все на мгновение показалось другим, таинственным и совершенно невероятным - и он стоит, застыв, и не хочет уходить.

Он не пошел со мной, хотя я его просил и говорил, что он мне очень нужен, что все обстоит именно так, как он видит сейчас, и мне сейчас очень этого взгляда не хватает. Он не пошел со мной. Он боялся стать таким, как я. Человеком, которому приходится прикладывать большие усилия, чтобы видеть, слышать, чувствовать, общаться и дружить с живой природой.

Он не пошел со мной, но я могу возвращаться к нему. К нему и могучему красавцу дубу, и постепенно возвращать утерянную часть души, утерянные способности. Часть души, которая с восторгом и трепетом замерла перед величественным деревом в самом центре Дубовой поляны.

Комментарии