Памяти Ларисы Мельниковой,
архим. Даниила Воронина,
о. Георгия Ореханова
и всех знакомых,
ушедших в январе 2020 года
посвящается
|
Карлос Швабе,
Елисейские поля |
Вспоминаю, как внутри на западной стене армянского храма в Ялте, прямо над выходом висела картина Айвазовского "Переход евреев через Красное море". Символика очевидна: жизнь за пределами храма уподобляется опасному переходу по дну Красного моря, и Божественная сила явно сопровождает человека. В русских православных храмах на этом месте часто можно увидеть фрески Страшного суда, которые, по замыслу изографов должны помочь выходившему из храма вести праведную жизнь.
С другой стороны, запад - это сторона ночи и смерти, поэтому изображения на западной стене имеют к смерти прямое отношение. Она может рассматриваться как переход из этой земной жизни в жизнь вечную, подобно тому как евреи через Красное море переходили из египетского рабства в Обетованную землю.
Но посмертный опыт нам живым - не известен, поэтому все эти изображения лишь проекции, которые более-менее адекватно или совсем неадекватно отражающие неизведанные переживания. И чтобы хоть как-то разобраться, что это за переход и куда провожает христианская церковь своих чад, следует обратиться к тексту чина отпевания.
"Блажен путь, воньше идеши днесь, душе,
Яко уготовася тебе место упокоения"
чин отпевания мирян, прокимен
Блажен путь, которым пойдешь в этот день душа, ибо уготовано тебе место упокоения. Во время смерти телесная красота, как поется в самогласнах, написанных прп. Иоанном Дамаскиным теряет свой образ (становится безОбразной), теряет свою славу и достоинство. Но...
|
Лариса Мельникова
администратор офиса ОПП ГП
+ 24.01.20 |
Бог переносит человека из этой жизни, которая называется местом бедствия и тени смерти, туда, где сияет Божественный свет, в "обитель кротких", откуда отошли мука, скорбь и стенание, это страна покоя и вечного блаженства.
Древние греки называли это место elusion pedion - долиной прибытия или елисейскими полями. Они считали, что это место находится на западной окраине земли, где нет снега, бурь и дождей, а с океана вечно дует тёплый ветер.
|
О. Георгий Ореханов
историк и богослов
+ 20.01.20 |
Что происходит с Я человека во время смерти? Опыта смерти нет ни у кого из нас, находящихся в мире живых. По свидетельству некоторых, переживших клиническую смерть, околосмертный опыт оказывается очень важным и оказывает влияние на дальнейшую жизнь. Значит, Я активно, но никто не знает как этот опыт соотносится со смертью. Моя христианская вера говорит, что покинувшие эту землю люди находятся в предвкушении воскресения мертвых, когда души вновь соединятся с телами и гештальтистское Self которое, как пишут классики, "совокупность моторно-мускульных, перцептивно-проприоцептивных функций и органических потребностей" полноценно войдет в новый цикл контакта с преображенной окружающей средой. Но это - вера... А православная церковь в чине отпевания очень прагматична и функциональна. Большой цикл контакта с земным миром заканчивается, фулл-контакт переходит в постконтакт, контактная граница и Self, уменьшаются или совсем исчезают. Так в любом цикле контакта живого организма. Это уменьшение Self и есть "покой" о котором говорится в чине отпевания. И Церковь сопровождает человека в переходе от полного контакта с нашим миром к постконтакту. Теория учит, что если контакт пройден "правильно", в постконтакте состояние удовольствия или радости. В постконтакте с этим миром - блаженство.
Во блаженном успении вечный покой
Подаждь, Господи, новопреставленным рабом твоим,
И сотвори им вечную память!
|
архим. Даниил Воронин
насельник и первый постриженник
Св. Данилова Монастыря
+ 27.01.20 |
Комментарии
Отправить комментарий