Будь собой! Моя встреча с четырьмя стихиями

Ч. Фризелл. Путешествие по тонкому миру
В октябре 2017 года я оказался на выездном семинаре в Абхазии. Это было непростое для меня время и я остро чувствовал необходимость поддержки. А заодно готовился к семинару, посвященному встрече с четырьмя стихиями. Гештальт-терапия много говорит о контакте, но обычно подразумевается контакт с социальной средой. А здесь контакт с природой, тем более, что место - замечательная Пицунда - крайне к этому располагало. Много лет назад Ф. Перлз предложил своеобразную гештальт-медитацию, когда человек сосредотачивается на осознавании "внешней зоны", т.е. среды, с которой мы находимся непосредственно в контакте. Это прекрасная основа для встречи со стихиями, особенно если осознанно задействовать разные каналы восприятия. День был посвящен работе с одной стихией. В конце дня я делал небольшие записи, которые напоминают мне о важных открытиях, которые, возможно, будут интересны как пример медитативной работы со стихиями. С радостью готов ими поделиться.

Стихия воздуха


Стихия воздуха встретила меня морским бризом. Бодрящим и настойчивым. Я прислущался к песне ветра - он пел о полете. Стихия воздуха для меня предстала в виде подъемной силы, держащей в полете крылья птицы. Я понял как важно чувствовать полет в жизни, не вязнуть в мелочах - иначе полет остановится и воздух перестанет держать крылья. Откуда мне известно это ощущение держащего крыло ветра? В детстве я ходил с отцом на парусной яхте. Когда идешь навстречу ветру - паруса становятся крыльями и начинают действовать одни и те же законы аэродинамики - яхта буквально летит навстречу ветру. Чувство благодарности отцу. Вспоминаю, как он пел и сам напеваю "По рыбам, по звездам проносит шаланду... Ах, греческий парус, ах, черное море..."



Стихия огня


Стихия огня здесь представлена сейчас теплым и ласковым солнцем. Оно светит, бережно греет и наполняет воздух своими лучами, придавая объем чудесным горным пейзажам. 

В этих нежных лучах солнца все происходящее в жизни видится под другим ракурсом.
Появляется спокойная уверенность - бесценный ресурс, помогающий на каждом жизненном шаге. И очень помогающий в общении с близкими тебе людьми.

Я живу в мегаполисе. Он для меня холодный - не только климатически, но и душевно. И мне катастрофически не хватает этого ресурса стихии огня. Мне нужно его пополнять. Целый день думал, как это сделать... В шаговой доступности от моего кабинета Зачатьевский монастырь. Там в храмах зажженные свечи и золото икон являющие в этом мире Невечерний свет. Буду чаще там бывать...


Стихия земли

Стихия земли для меня, прежде всего, опора, укорененность.
Непобедимый великан Антей становился беспомощным, когда его отрывали от земли. Я очень нуждаюсь в энергии земли, в укорененности, в ситуации, когда важно чего-то добиться, в ситуации борьбы, конфликта. Это удивительное ощущение, когда опираешься не на чувства (злости, ярости и т.д.), а просто стараешься поддержать контакт с землей. Тогда ты борешься спокойно. Как говорит один японский коан, "к противнику нужно относится как сухому дереву, одиноко стоящему вдалеке". То же самое верно и когда просто добиваешься своего результата, а не борешься. 
Энергию земли, в отличие от огня, я хорошо чувствую и в мегаполисе. Главное - в необходимое время укореняться, а не поддаваться эмоциям.

 Стихия воды


Водопады, горные реки, озёра - все это стихия воды. Даже карстовые пещеры несут в себе отпечаток породившей их водной стихии. И, конечно же, море.

Какой урок мне преподнесла вода? Я думал о текучести, о гибкости, о настойчивости... Но астоящее наставление от этой стихии я получил вечером на берегу Черного моря. Теплые волны спокойного вечернего моря, набегая на галечный берег шептали "Будь собой!" "Быть собой" - эта избитая фраза вдруг наполнилась очень конкретным смыслом. Это про внутреннюю тишину и мир - как качаешься на морских волнах - при выборах и принятии решения. Если я, когда что-то выбираю, ощущаю этот внутренний мир как вчера на берегу моря, это и есть "быть собой"




Комментарии