Энергии рода: дар или ..?

Чарльз Фризелл. Сестры Луны
Можно не заниматься хеллингеровскими расстановками, не изучать углубленно системную семейную терапию, не рисовать генограммы и тем не менее встретиться с энергиями рода.

Для меня эта встреча особенно явно произошла на моей личной сессии психотерапии. Я пришел работать с хроническим телесным симптомом и, в какой-то момент работы, почувствовал явную связь с моим дедом. Трудно описывать тонкий мир психотерапевтических переживаний, но фигура моего деда почти явственно возникла в процессе исследования симптома. 
Это было удивительно: я больше общался с бабушкой и дедушкой по отцовской линии, а Сан Саныча (так звали этого моего деда) немного побаивался и сторонился - он мне казался суровым и отстраненным. По этой же причине я довольно редко его вспоминал. А тут почти физически почувствовал присутствие его фигуры. Я по новому взглянул на черты его характера и то, что принимал за суровость и отстраненность представилось мне сейчас спокойствием, уверенностью, внимательностью и неспешностью. Это были черты, которых мне не хватало последние годы - это то время, когда симптом начал особенно меня беспокоить. После сессии я стал в жизни часто копировать его поведение, опираясь на эти черты, благо мне это было не сложно сделать даже генетически. Симптом довольно быстро стал уходить и ушел, чтобы вернуться еще раз в жизни, но это совсем другая история.
Это я на фоне дачи моего деда
Александра Александровича.
Кольт и сомбреро он мне привез
из командировки
"из-за границы",
как тогда говорили

С тех пор я стал обращать особое внимание на проявление энергий рода. Стал замечать, как у людей - на терапии и не только - в какой-то момент, внезапно, проявляются, "вспыхивают" сильно заряженные чувства и процессы довольно неожиданные для них -  агрессия, нежность, решимость, сексуальное желание, особенная чувствительность... И ты по-новому смотришь на человека. "Такое же все, и другое". Кстати, похожее ощущение испытываешь встречая  близкого родственника какого-нибудь близкого знакомого - очень узнаваемые черты и, одновременно, совершенно другие.

По наследству передаются не только вещи и семейные истории, по наследству передаются энергии. Если этими энергиями в роду научились пользоваться - они становятся ресурсами для членов рода и традициями. Потомственные ученые, учителя, священники - это не только использование возможностей родителей, это опыт опоры на один и тот же родовой ресурс в разных поколениях.

Если энергии не присвоены - они передаются из поколения в поколение как задачи осознать этот ресурс и научиться им пользоваться. Но энергии требуют выхода и в какой-то момент, часто в момент серьезных жизненных перемен, скрытые глубоко внутри энергии сдвигают тектонические плиты привычного поведения и образа жизни члена рода. Неожиданые перемены в характере человека - а это могут быть вспышки агрессии, нетипичное для человека сексуальное поведение, желание сменить профессию на ту, где нужны какие-то другие способности и т.д. - все это может пугать и самого человека и его родственников. Первое стремление обычно -  это попытки загнать обратно высвободившиеся силы и энергии. И тогда нерешенная задача в этом поколении будет, возможно, передана детям, которые также будут сталкиваться со странными ситуациями и состояниями.

Ч. Фризелл. Целитель
Целительские и шаманские дарования
также часто
передаются из поколения в поколение


Закон парадоксального изменения Арнольда Бейсера, хорошо знакомый гештальт-терапевтам, может здесь очень помочь: для того чтобы  важные изменения стали происходить, надо изучить явление и принять существующее положение вещей. Поэтому пробудившиеся энергии важно принять, и изучить.  Только так можно научиться использовать малознакомые человеку энергии. И тогда это станет ресурсом и для него самого и для последующих поколений.

Комментарии