Сила намерения

Дон Хуан объяснял мне, что намерение не имеет никакого отношения к обычным намерениям, или желаниям иметь ту или иную вещь, а скорее имеет отношение к неуловимой силе, которая заставит нас вести себя способами, которые могли быть описаны как намерения, пожелание, воля, и т.д. Дон Хуан не относил к этому, условия существования существа, его привычки, произведенные социализацией, или биологическими реакциями, а скорее он относил намерение к личной, сокровенной силе, которой мы обладаем и используем индивидуально как ключ
К. Кастанеда

Charles Frizzell, Sacred Arrow
Намерение - сила, которая изменяет или даже творит реальность? Возможно, это не удивительно для людей занимающихся квантовой физикой: из основных постулатов следует, что результат наблюдения зависит от намерения наблюдателя. Квантовая физика оказывает гораздо большее воздействие на наш "большой" мир, но вряд ли напрямую объясняет сущность намерения.

Вот пример, который гораздо больше связан с нашим "большим" миром. Когда я работал в клинике и занимался психодиагностикой, меня очень привлекал ТАТ - тематический апперцептивный тест. Вот одна из картинок этого теста:



Что здесь изображено? Любовник, только что изменивший супруге, которого постигает раскаяние? Или верный муж, скорбящий о болезни своей жены, лежащей на постели? А, может, это мужчина, которого постигла неудача в сексе? А может быть мужчина закрывает лицо, боясь прельститься случайно подсмотренной наготой спящей красотки?

Мы можем увидеть здесь любой из предложенных вариантов, если захотим. Сюжет картины зависит от нашего намерения! И, хотя это только изображение, но мы видим здесь насколько намерение может влиять на реальность.

Меня впечатлило, что в начале своего семинара израильский гештальт-терапевт Арие Бурштейн спрашивал участников не об их ожиданиях, а об их намерении относительно семинара. В слове "намерение" больше личной ответственности за результат, приблизительно так пояснял Арие. И, согласитесь, если один говорит "у меня есть ожидания от семинара узнать что-то новое", а другой "я намерен у ведущего перенять новые методы работы" - для них семинар пройдет совершенно по разному.

Итак:

  1. В намерении больше личной ответственности, чем в ожидании.
  2. Намерение более конкретно, чем ожидание.
  3. Может быть, самое главное, есть личная сила, а в ожидании - нет.
Именно личная сила намерения начинает изменять ситуацию и добиваться результата, какую бы область мы не взяли: хотим ли мы поменять работу, или чего то важное получить от партнера в личных отношениях, или заботимся о своем здоровье, или занимаемся спортом и т.д.

Намерение отлично от волевого усилия: при волевом усилии мы сами заставляем себя что-то сделать (как осторумно замечал Ф. Перлз: как будто "сам" и "себя" - это две разные личности), в случае намерения - весь наш организм устремлен на достижение цели.

Что же делать, чтобы прийти к намерению, которое действительно позволит нам добиваться того, что важно нам? Здесь помогут следующие принципы:
  1. Осознавание. Намерение не формируется только фантазией, или только желанием, или только волевым усилием. Намерение - это мобилизация всего организма. Поэтому на этапе формирования намерения очень важно осознавать все внутренние процессы: телесные ощущения, чувства, желания, фантазии, мысли.
  2. Взращивание. Нужно время, чтобы намерение "вызрело", превратилось из смутно улавливаемой тенденции в нескрушимую настойчивость.
  3. Правильная формула. Когда намерение "взрощено", его важно сформулировать. Причем на произнесение этой формулы вслух, организм в целом должен реагировать согласием. Это состояние трудно описать, но, однажды испытав, его невозможно ни с чем спутать.
  4. Почитание. Когда человек начинает деятельность в процессе реализации намерения, его сила может ослабевать, поэтому очень важен ритуал, который бы поддерживал намерение. 
Мы начали пост с цитаты Кастанеды, цитатой Кастанеды и закончим этот текст о намерении:

Что касается меня, то однажды я сообразил, что ключом является мое намерение, особый аспект моего намерения, ибо это не было волевым действием, насколько я его знаю. Это было интенсивное желание, фокусировавшееся в центре моего тела, своеобразная нервозность, от которой по телу пробегала дрожь, превращавшаяся затем в силу.


Комментарии