Тело сновидения

Тело сновидения - тема загадочная и неоднозначная.

Чарльз Фризелл. Полет сквозь время
Начнем с простого. В сновидении мы чаще всего присутствуем "в теле". Это тело наше, но какое то немного другое. Оно, например, может летать во сне, что обычное наше тело делать не умеет. Мои глаза во сне видят гораздо более отчетливо, чем в реальности. Наше восприятие тела во сне отличается от восприятия обычного тела.  Может, это и есть мое "тело сновидения" - то тело, в котором я совершаю сновидческие путешествия?

Карлос Кастанеда использовал это выражение. Он утверждал, что маги действуют на расстоянии с помощью сгустка энергии, который называется телом сновидения. Он даже писал, что с используя тело сновидения маг может находиться одновременно в двух местах. Я лично никогда с таким не встречался, но об этом рассказывали вызывающее доверие люди.

В психотерапию этот термин ввел Арнольд Минделл и с этого времени термин стал - по крайней мере для меня - ясным и понятным. Процессуальная терапия рассматривает тело скорее как процесс - процесс жизни определенного человека. Этот подход не должен очень удивлять: клетки в организме заменяются, сам организм движется, он никогда не остается одним и тем же. Просто одни процессы (например дыхание) быстрые и более заметные, а другие медленные (например изменения в костной ткани).

Итак, если посмотреть на тело как на процесс жизнедеятельности организма, то  - утверждает Минделл - можно увидеть не один а целых два процесса. Один (называемый первичным) - наше обычное восприятие себя здесь и сейчас. Мы его хорошо понимаем, идентифицируемся с ним. Другой (вторичный) - неочевидный процесс, проявляемый через сны, телесные симптомы, непроизвольные движения. Думаю, точнее сказать, не два процесса, а один, на который можно просто по разному посмотреть, подобно тому как на изображение ниже:




Изображение одно, но видим мы то профили, то вазу. Точно так же и организм один, но изменяя внимание мы можем увидеть то первичный, то вторичный процесс. А теперь главное, ради чего вся эта терминология: современная жизнь устроена так, что вторичным процессам мы в большинстве случаев не уделяем внимания - слишком сосредотачиваясь на первичных процессах, которые позволяют быть эффективными в социуме. Со вторичными процессами мы встречаемся непроизвольно: во время сноаиднний или проживая телесные симптомы, сталкиваясь с безумием или экстремальными состояниями сознания. Мы можем к ним прикоснуться произвольно: через религиозные ритуалы, медитации  и другие формы внутренней работы - именно это дает чувство свободы и наполняет жизнь смыслом. Эти вторичные процессы и есть тело сновидения в терминологии Минделла. И, согласно, его взглядам развитие, здоровье и благополучие тесно связаны с телом сновидения.

Как развивать тело сновидения? Один из эффективных способов - работа со сновидениями, которая постепенно от одного сна к другому меняет восприятие наших телесных процессов и окружающего мира. Этот процесс формирования иного восприятия мира и себя и является, для меня по крайней мере, тем, что Минделл называет развитием тела сновидения.

М. Голубева "Мое тело сновидения"
Создано участницей семинара,
на котором исследовалось тело сновидения
арт-методами

Но почему, спросите вы, не ограничиться термином "вторичные процессы", "отделенные части самости"? И будете правы: я лично от современных процессуальных терапевтов много слышал про вторичные процессы, но термин "тело сновидения" от них не слышал. Но мне этот термин очень нравится вот по какой причине: оно очень подходит для шаманских путешествий - путешествие осуществляется в другой реальности, и для этих путешествий нужно иное тело - тело сновидения.

Комментарии